Вы спрашивали

обработано
обращений
всего принято
обращений

Александр Князев

обработано
обращений

Что говорят о текущем состоянии ИГИЛ теракты в Шри-Ланке?



Исламское государство не приобщало террористические акты к атаке в Новой Зеландии, это было и не нужно. Христиане давно были среди их целей.

Во вторник (23.04), ровно неделю назад, Исламское государство (также известное как ИГ или ИГИЛ) подтвердило общественные подозрения, взяв на себя ответственность за масштабные взрывы в Шри-Ланке в воскресенье (21.04), в которых погибло более 300 и ранено более 500 человек.

Коммюнике, выпущенное вскоре после предварительного сообщения от агентства ИГ "Амак" об ответственности, было достаточно развернутым и содержало информацию о семи нападавших, а также о местах, атакованных каждым из них: церквях, отелях, жилых кварталах в районах Баттикалоа, Коломбо, Дематагода и Негомбо.

Несколько минут спустя "Амак" выпустило видео, в котором боевики под предводительством предполагаемого "вдохновителя" терактов Мулви Захрана Хашима заявили о верности лидеру ИГ Абу Бакру аль-Багдади.

Эти атаки, а также сообщения ИГ, демонстрируют, насколько успешно глобальная сеть Исламского Государства приспосабливается к поражениям в Сирии и Ираке, в то время их медиамашина процветает в условиях этих неудач, а сами боевики устанавливают собственные правила для оправдания своих действий.

Модель построения сети ИГ

Хотя утверждение ИГ может показаться противоречащим более ранним сообщениям правительства Шри-Ланки о том, что за терактом стоит радикальная террористическая организация "Джамаат ат-Таухид аль-Ватания", оно фактически раскрывает то, как ИГИЛ построило свою глобальную сеть вооруженных групп и "спящих ячеек".

«Мы считаем, что эти нападения были совершены группой, по масштабам не ограниченной только нашей страной», – заявил министр здравоохранения Шри-Ланки Раджита Сенаратне после терактов. «Существовала международная сеть, без которой эти атаки не могли бы быть успешными».

Утверждение Сенаратне указывает на наиболее значимую особенность вербовки в ИГИЛ. Вместо набора рекрутов "с нуля", организация переманивает к себе членов из существующих радикальных групп, а зачастую и сами группы полностью. Чтобы убедиться, насколько эффективна такая стратегия ИГИЛ, можно взять в пример Филиппины, где ячейки ИГИЛ были сформированы из местной группы Абу Сайяфа и других группировок, составивших костяк "вилаята Восточная Азия", или Сомали и местных боевиков «аш-Шабаб», сформировавших "вилаят Восточная Африка", или Афганистан и Пакистан, в которых противники боевиков "Талибана" образовали "вилаят Хорасан".

Между ИГИЛ и поглощенными группами существует прямая взаимовыгода: ИГИЛ приобретает "свежую кровь", а новые участники в свою очередь получают доступ к огромному спектру финансирования и обучения, обретают контакты, пиар и другие ресурсы. До недавних террористических атак активность "Джамаат ат-Таухид аль-Ватания" заключалась по большей части в организации актов вандализма буддийских статуй – но никак не атак смертников, не говоря уже о терактах большего масштаба. Теперь же боевики провели сложную и хорошо скоординированную серию взрывов в Шри-Ланке. Атакующие почти наверняка получали определенную подготовку и помощь от ИГИЛ – возможно, от одного из центров организации на Филиппинах или в других частях региона.

Анализ заявления ИГИЛ о терактах в Шри-Ланке

Заявление ИГИЛ об атаках в Шри-Ланке значительно расходится с другими заявлениями о подобных атаках, что говорит о готовности ИГИЛ изменять свои цели в угоду обстоятельствам.

Прежде всего, стоит отметить, что ИГИЛ не упомянуло нападение на мечети Крайстчерч в Новой Зеландии в качестве мотива нападений на Шри-Ланку. В противном случае сложно было бы поверить в то, что ИГИЛ удалось организовать столь массовое нападение всего за один месяц после кровавой расправы в Новой Зеландии, но такие обстоятельства никогда не препятствовали группам джихадистов организовывать пропаганду по удобным случаям, не говоря уже об атаках в Шри-Ланке, что легко могло быть выдано за месть христианам-"крестоносцам".

«Атакующие почти наверняка получали определенную подготовку и помощь от ИГИЛ».

ИГИЛ, согласно собственной специфической идеологии, не нуждается в дополнительных оправданиях своих атак. Исламское государство уже давно брало на себя ответственность за зверские атаки на церкви, от Индонезии и Филиппин до Пакистана и Египта. В девятом выпуске журнала ИГИЛ "Румийя" даже было издано религиозное предписание об убийстве христиан, в результате чего у ИГИЛ стало еще меньше необходимости использовать случай в Новой Зеландии в качестве оправдания нападений на страны, подобных Шри-Ланке.

Таким образом, коммюнике, выпущенное во вторник, описывая жертв в Шри-Ланке как "христианских комбатантов", использует всё тот же давний ярлык христиан-"крестоносцев".

Что до изменений целей в угоду обстоятельств, то они заключаются в увеличении количества атакуемых стран за пределы пула участников антитеррористической коалиции. Если ранее ИГИЛ организовывал взрывы в Париже, Брюсселе и других городах как "против государств-крестоносцев, объединившихся в борьбе с Исламским государством", то теперь под атакой оказалась Шри-Ланка, которая не является членом антиигиловской коалиции. Вместе с этим, ИГИЛ обращается к новым измененным целевым критериям, заявляя, что нападения были совершены против «церквей и отелей, в которых присутствовали граждане стран-участниц коалиции крестоносцев».

Стойкая медиа-машина ИГИЛ

Несмотря на потерю территорий в Ираке и Сирии, медиа-пропаганда ИГИЛ находится на высоком уровне. Заявление об атаках на Шри-Ланку, включающее подробные детали проведенных терактов, а также видеозапись присяги боевиков, показывает, насколько активной является работа Центрального информационного агентства ИГИЛ даже в таких отдаленных странах, как Шри-Ланка.

Хотя Шри-Ланка никогда не являлась основной темой для сторонников ИГИЛ, механизм вербовки ИГИЛ хорошо подходит и для шри-ланкийской аудитории. На тамильский язык, один из двух официальных языков Шри-Ланки, переводятся материалы медиа-пропаганды ИГИЛ. Переводимый контент – заявления, религиозная информация и так далее – распространяется в онлайн-пространствах, связанных с ИГИЛ, на различных языках, что еще больше связывает носителей тамильского языка с широким сообществом ИГИЛ. Социальные сети и мессенджеры объединяют сторонников ИГИЛ в единую общность без границ.

Эти медиа-ресурсы пропагандистской машины ИГИЛ послужили дополнительным подспорьем для разворачивания интернет-кампании по одобрению действий ИГИЛ, проведенной сразу после нападения. Как и другие теракты, связанные с ИГИЛ, атаки в Шри-Ланке продемонстрировали высокий уровень охвата аудитории: контент на тамильском языке и на множестве других языков наводнил онлайн-пространства пропагандистскими заявлениями о торжестве сторонников ИГИЛ, а взрывы были охарактеризованы как месть за нападения на мусульман.

«Теперь вы уже не можете бомбить нас просто так», – написал один из Telegram-каналов, поддерживающий ИГИЛ. «Вы думали, что потеря городов в [Сирии] заставит нас сдаться?».

Пользователь на Deep Web-форуме, связанном с ИГИЛ, также заявил: «Это за бойню в мечетях, это око за око и зуб за зуб».

И поскольку месть за террористические акты часто превращается в "снежный ком", сторонники ИГИЛ уже используют это событие для подстрекательства к новым терактам. Пользователь, поддерживающий ИГИЛ, написал в Instagram: «Хорошая работа, на очереди Индонезия».

«Пользователь, поддерживающий ИГИЛ, написал в Instagram: "Хорошая работа, на очереди Индонезия"».
«Это мотивация для всех нас», - прямо заявил один из сторонников ИГИЛ в WhatsApp. «Смерть – это наша судьба, а шахидизм (мученичество) – это выбор».

Данные сообщения отражают суровую реальность: трагические события в Шри-Ланке – это не конечная фаза линейного процесса, а скорее еще один компонент более крупного цикла, в котором каждый отдельный теракт подпитывает общую машину пропаганды, которой теракт и был ранее вдохновлен. Другими словами, мы должны признать тот факт, что, хотя ИГИЛ потеряло вожделенные территории Сирии и Ирака, мир до сих пор не выработал способ эффективной борьбы с ИГИЛ "онлайн".

Даже в военном отношении группа далеко не ослабла. Не считая Ирака и Сирии, ИГИЛ заявляло о нападениях на 13 различных стран в период с 10 по 23 апреля. Включая беспрецедентные нападения в Мали, Демократической Республике Конго и Шри-Ланке; первый теракт в Московской области в России (по нашим данным, взрыв бытового газа не имеет отношения к ИГ – прим. пер.); и операции террористов-смертников в Египте, Нигере, Нигерии, Пакистане и Шри-Ланке.

Таким образом, вместо того, чтобы праздновать распад МТО в двух странах, международное сообщество должно оценить прогресс – или его отсутствие – в противодействии Исламскому государству везде, где оно существует, будь то реальная жизнь или интернет-пространство.

Источник: NUZ.Uz




Автор: Rita Katz


Возврат к списку