Вы спрашивали

обработано
обращений
всего принято
обращений

Александр Князев

обработано
обращений

Провал лекарственного обеспечения граждан страны в период пандемии Covid-19. Кто виноват? Что делать?

Пандемия Covid-19 обнажила множество проблем в нашей жизни. Перечислять их нет смысла, остановлюсь лишь на той, которую немного понимаю.

Лекарственное обеспечение граждан страны

Как же так случилось, что в Узбекистане, в котором Ташкентский фармацевтический институт (таких было всего 5 в СССР) более 80 лет готовил провизоров и организаторов этой отрасли в системе здравоохранения для многих республик, лекарственное обеспечение граждан в период пандемии Covid-19 полностью провалилось:

  • Весной и в начале лета в аптечных сетях по всей стране случилась острая нехватка лекарственных препаратов, включенных в протоколы лечения Covid-19.
  • Разброс в ценах на медикаменты в аптеках Узбекистана доказывает тотальный непрофессионализм чиновников, ответственных за лекарственное обеспечение граждан страны.

В чем причины такого провала?

Их, как минимум, две:

  1. Отсутствие Национальной стратегии обеспечения населения Узбекистана лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
  2. Из системы охраны здоровья, ответственной за лекарственное обеспечение, изгнаны организаторы фармацевтического дела, получившие профессиональное образование.

В Узбекистане в аптечный бизнес, которым во всех цивилизованных странах руководят специалисты, получившие профильное образование, ринулись «предприниматели», которым, по большому счету всё равно, что продавать: медикаменты, стройматериалы, продукты питания или автомобили.

Профильное министерство, чей офис расположен на Навои-12, самоустранилось от контроля за деятельностью аптечных сетей. Более того, чиновники этого ведомства, сами крайне далекие от организации охраны здоровья граждан страны, лоббируют законопроект (местное ноу-хау) о необязательности фармацевтического образования для открытия аптек. По мнению чиновников этого министерства аптеки могут открывать и выпускники медицинских университетов.

Крайне удивительное решение для мировой практики, но вполне ожидаемое для медицинской бюрократии. Приватизация системы лекарственного обеспечения оказалась прибыльным бизнесом, в который как коршуны ринулись, в первую очередь, врачи.

Доктора, которых много лет учили оперировать и лечить больных, решили бросить престижную профессию и заняться торговлей медикаментов.

А в фармацевтическом деле главное – организация и экономика; учат этому в профильном ВУЗе несколько лет.

Но для тех, кто решил променять профессию врача на владельца фармацевтического бизнеса, главное – быстрая и желательно — сверхприбыль. Еще бы! Импорт лекарственных препаратов, оптовая продажа их аптечным сетям оказались лакомыми кусищами.

Зачем пахать в поликлинике или больнице, оперировать, выхаживать постоперационных больных, нести ответственность за конечный результат медицинского ремесла?

Стоит ли удивляться тому, что в Узбекистане хирурги и терапевты, ни черта не понимающие в создании стратегических запасов медикаментов в период эпидемий или пандемии, допущенные к управлению фармацевтической отраслью, провалили всю работу в начальный период распространения Covid-19.

Врачи, да не только они, рвущиеся к необоснованно высокому профиту на медикаменты, так нужные для спасения человеческих жизней, раскручивают ценовую спираль, понимая, что:

- с одной стороны, простые люди не имеют альтернативы и вынуждены покупать лекарства, иногда продавая последнее и попадая в долговые ямы, а

- с другой стороны, ценовой беспредел некому контролировать.

Казалось, совсем недавно, профит оптовых компаний и аптек совместно не должен превышать 20% от цены, по которой импортные медикаменты оказывались на таможенных складах.

Таможенные льготы для оптовых фармацевтических фирм, жесткий контроль за ценовой политикой в отрасли, действовавшие в стране, позволяли как-то сдерживать необоснованный рост цен лекарственных препаратов.

Какие силы обрушили действующие правила контроля над формированием предельно допустимых цен? Возможно, что многие читатели уже знают ответ на этот вопрос.

С Covid-19 в страну пришли времена резкого обнищания простых людей. Но получения сверхприбылей частными лечебными и диагностическими клиниками и конечно же аптечными сетями.

Медики из кабинетов уже упомянутого профильного министерства, найдут мне множество оправданий сложившейся ситуации.

Но все эти оправдания легко разбиваются о скрины стоимости лекарственных препаратов в разных аптеках Ташкента (это не исключения — это СИСТЕМА).

Эти оправдания легко разбиваются о практику лекарственного обеспечения, которая сложилась в других цивилизованных странах, например в ЕС, где продажа медикаментов также бизнес.

Конечно, чиновникам из офиса на Навои 12 некогда читать и анализировать социальные сети или исполнять Закон о СМИ и отвечать на вопросы журналистов – масса всякой бюрократической работы. А вот если бы читали и анализировали, то могли бы оценить крайнее недовольство простых граждан лекарственным обеспечением.

Что же необходимо делать?

Узбекистану жизненно необходима Национальная стратегия лекарственного обеспечения населения.

Кто должен подготовить такую Национальную стратегию?

Ни в коем случае не медики из офиса на Навои 12 или врачи, работающие в фармацевтических компаниях.

Поскольку всех узбекских специалистов, кто мог бы участвовать в подготовке проекта Национальной стратегии изгнали из системы, то необходимо пригласить организаторов лекарственного обеспечения из-за рубежа, например из Германии, Голландии, Бельгии или других стран ЕС. Так будет гораздо дешевле для бюджета и значительно эффективнее для Национальной стратегии.

Источник: NUZ.Uz (Новости Узбекистана)


Автор: Виктор Михайлов


Возврат к списку