Вы спрашивали

обработано
обращений
всего принято
обращений

Александр Князев

обработано
обращений

Кто и зачем надоумил улемов Гайнутдина запретить межрелигиозные браки?

Богословское заключение Совета улемов ДУМ РФ, запрещающее мусульманам вступать в браки с иудеями и христианами, вызвало скандал и недоумение со стороны мусульман. Фетва поражает своей ультимативностью и свидетельствует о поразительной некомпетентности тех людей, которых принято считать мусульманскими богословами.

Коран как Священное Писание мусульман четко прописывает разрешение мусульманам брать в жены представительниц «народов Книги», т. е. иудеек и христианок, оговаривая, что дети, рожденные в таких браках, должны воспитываться в религии отца, т. е. быть мусульманами. При этом смены вероисповедания от женщины при вступлении в брак с мусульманином не требуется. Ограничиваются лишь браки мусульманок с христианами и иудеями, опять же по причине, что дети будут воспитаны в религии отца-немусульманина. Ханафитский мазхаб (религиозно-правовая школа), к которой принадлежит ДУМ РФ под руководством Равиля Гайнутдина, до последнего времени придерживался этого коранического принципа.

Именно на это указали ДУМ РФ другие российские муфтии, сразу дав понять полную ничтожность этой фетвы. Верховный муфтий России, председатель ЦДУМ Талгат Таджутдин вынужден был объяснять азы семейного права, понятные любому первокурснику медресе, но совершенно неизвестные в Совете улемов ДУМ РФ, ссылаясь на Коран, где разрешаются межрелигиозные браки.

«По Корану брак между людьми разных конфессий Писания не запрещен, как с мусульманами, так и с христианами и иудеями. В целом по стране очень много смешанных браков. В Татарстане и в Башкортостане, например, более 30% подобных союзов. Для нас главное, чтобы люди верили в единого Бога», — заметил Талгат-хазрат, добавив, что в России более 80 муфтиятов, каждый из которых может иметь свой Совет улемов, где окажутся более толковые богословы, разбирающиеся в исламском семейном праве.

В Духовном управлении мусульман Татарстана солидарны с позицией главы ЦДУМ:

«Согласно положениям ханафитской правовой школы, мусульманину дозволено вступать в брак с представительницами людей Писания, к которым относятся христиане и иудеи. Это правило действовало до появления мазхабов, на заре эры Ислама и сохраняет свою силу до настоящего времени».

В татарстанском муфтияте жестко указали коллегам из ДУМ РФ:

«Совет улемов Духовного управления мусульман Республики Татарстан сообщает о своем несогласии с заключением ДУМ РФ о межконфессиональных браках».

Председатель Духовного собрания мусульман России, муфтий Альбир Крганов добавил:

«Мы такого рода решения обосновываем, ссылаясь на священный Коран, который разрешает мусульманам жениться на христианках и иудейках. Видимо, наши братья в ДУМ РФ посчитали, что нужно объяснить интерпретацию немножко по-другому этого аята Корана — это их мнение, нескольких ученых, имамов, которые входят в Совет улемов ДУМ РФ, это не объединенное решение религиозных деятелей, мусульман в стране».

Пытаясь погасить скандал, в ДУМ РФ заявили, что их «неправильно поняли», что «это другое» и вообще «Совет улемов ДУМ РФ и ДУМ РФ — это разные структуры». Приблизительно такое объяснение дал первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов.

«В светском государстве люди ориентируются только на светские законы. Эта фетва была бы правомочной, если бы мы жили в религиозном государстве, где действуют законы шариата, действуют религиозные шариатские судьи и исходя из этих законов выносились бы приговоры и прочие законодательные акты», — неуклюже оправдывается Мухетдинов.

Но это порождает еще больше встречных вопросов: если эта фетва годится только для религиозного государства, то зачем тогда ее выпускать в России? К тому же в ней самой указывается, что ее применение распространяется на территорию России, а не на какое-то абстрактное религиозное государство, о котором бормочет Мухетдинов.

Внимательное изучение 5-страничного богословского заключения поражает. Авторы фетвы ссылаются на труды духовного лидера «Братьев-мусульман» (запрещенная в России террористическая организация) шейха Юсуфа аль-Кардави, причем цитируют его аж три раза как авторитетный источник. Труды остальных богословов относятся к представителям маликитского и шафиитского мазхабов, а ссылок на теологов ханафитского мазхаба, в каноническом поле которого действует ДУМ РФ, просто нет. Хуже того, в самом тексте фетвы нет ссылок ни на одного из деятелей российской богословской школы, т. е. людей, которые как раз жили или живут в России, а потому знают ее опыт межрелигиозного соседства.

Кто же эте люди, которые входят в Совет улемов ДУМ РФ, как ученые-богословы? Всего в этой структуре числится 22 человека. Председателем значится бизнес-коуч и организатор тренингов личностного роста, по совместительству имам мечети на Поклонной горе в Москве Шамиль Аляутдинов. В списке его брат Ильдар Аляутдинов, муфтий Москвы, известный тем, что симпатизирует скандальному проповеднику Фетхуллаху Гюлену, который в Турции признан террористом, а чьи книги в переводе на русский признаны в России экстремистскими. Также среди членов Совета имеется лидер ячейки «Нурджулар» (запрещенная в России экстремистская организация) Габдрахман Наумов, находящийся сейчас в одном из казанских СИЗО, главная воспитательница карельской общественной организации «Исламское просвещение» Елена Ковалева, алжирец Мохаммед Хенни, техник по образованию (который, кстати, еще 11 лет назад разрешал межрелигиозные браки), и бывший муфтий Карелии, ныне живущий в Москве палестинец Висам Бардвил.

Насколько эти персоны компетентны, чтобы выносить богословские заключения, говорить не будем. Но учитывая заявление Мухетдинова, что Совет улемов ДУМ РФ и ДУМ РФ — это разные структуры, похоже, что в компетентности своего Совета засомневались и в самом ДУМ РФ.

Интрига в том, что фетва была принята еще 19 ноября 2019 года, опубликована на сайте ДУМ РФ лишь 18 июля 2020 года, а заговорили о ней лишь сейчас. Вероятно, до этого никто просто не обращал внимания на все фетвы Совета улемов ДУМ РФ. Что лишний раз свидетельствует о степени их авторитета среди духовенства и верующих.

Кстати, можно привести несколько примеров межрелигиозных браков в России, которые как раз не противоречат Корану. Глава Башкортостана Радий Хабиров женат на армянке Каринэ Аветисян. Покойный президент Узбекистана Ислам Каримов был дважды женат, и оба раза на русских женщинах. Принятие ислама ни Хабиров, ни Каримов от своих жен не требовали, и это не противоречит исламскому семейному праву. Есть и примеры исламских религиозных деятелей, у которых жены остались христианками. Так, ныне покойный богослов Валиулла Якупов (1963−2012) был женат никахом (мусульманским бракосочетанием) на христианке Галине Алентьевой. В прошлом председатель Казыятского управления Тюменской области ДУМ Азиатской части России Фатых Гарифуллин также женат на православной.

Напомним также, что до трети браков в Поволжье носят межрелигиозный характер.

Так чем же обусловлена инициатива Совета улемов ДУМ РФ? Увы, но статистика показывает, что молодые семьи сейчас часто распадаются. Дети, как правило, остаются с матерями, а значит будут расти в немусульманской среде. Видимо, этого и опасаются улемы ДУМ РФ. Кстати, они сами указывают в своей фетве, что в межрелигиозных семьях воспитание матери бывает определяющим, а это, по их мнению, служит причиной того, что в браке с христианкой мусульманин получит детей-христиан. Непонятно только, как это соотносится со свободой вероисповедания в РФ.

Будем надеяться, что никто не станет прислушиваться к фетвам Совета улемов ДУМ РФ, поскольку межрелигиозный мир в семьях и в самой России дороже, чем богословские измышления этой организации.

Источник: eadaily.com

На снимке: участники расширенного заседания Совета улемов ДУМ РФ, фото dumrb.ru


Автор: Раис Сулейманов


Возврат к списку