Вы спрашивали

обработано
обращений
всего принято
обращений

Александр Князев

обработано
обращений

Суфизм и его яркие представители

Суфизм и его яркие представителиСлово и понятие «Суфизм» возникло от слова – «суф» (власяница). В самом начале своего возникновения суфизм был формой мусульманского аскетизма, направленного против официальной религии, общественного неравенства. Корни его уходят в манихейство, буддизм, неоплатонизм. В рамках суфизма выражены были также идеи пантеизма и восславления человеческого духа. Суфизм с самого начала своего возникновения оказывал громадное влияние на политическую и духовную жизнь многих народов мира. В частности, наряду с прогрессивной дидактической литературой в Центральной Азии успешно развивалась и суфийская. Её отличали проповедь аскетизма, мистицизм и простота формы. 

Наиболее популярным суфием-поэтом был Ходжа Ахмад Яссави (1041-1167) С его именем связаны многочисленные предания о святости и исключительной известности поэта. Бытовала даже поговорка «В Мадине – Мухаммад», в Туркестане – Ходжа Ахмад». Произведения Ахмада Яссави вошли в сборник «Девони хикмат» («Собрание мудрых изречений»), хотя есть предположение, что суфий сам не писал стихов, а лишь изрекал истины, т.е. хикматы. Адресуя свои хикматы широкой массе простонародья, Яссави использовал фольклорные формы: поговорки, пословицы, рубаи, притчи. Наряду с известной суфийской мистикой и символикой религиозного экстаза, в его поэзии нашли место критические настроения по отношению к тем, кот ведёт неправедный образ жизни. К примеру: 

Некто был к власти приучен, 
Тяжким богатством навьючен, - 
Слово каргас – трупоед, 
сгинул в болоте вонючем. 

Горе мздоимцам: хоть в силе, - 
Пальцы они прикусили. 
Страшно им даже в могиле, - 
Дать им придётся ответ!

«Собрание истин» Яссави состоит из лирико-эпических и лирических стихотворений. Язык – прост и доступен, лишён ухищрений и утончённости светской лирики.

Столпами суфизма в Центральной Азии считаются такие незаурядные личности как Нажмаддин Кубро и Бахауддин Накшбанд.

Один из выдающихся мыслителей в истории человечества Шейх Нажмаддин Кубро (Ахмад ибн Умар) жил и творил во второй половинеXII века в Хорезме (1145-1221). Его роль, влияние и значение для становления духовного самосознания Народов Востока трудно переоценить. С его авторитетом и популярностью не мог сравниться никто из современников, с ним считались доже самые могущественные повелители. Известно, что перед походом на Хорезм Чингиз-хан посылает гонца к Шейху с просьбой покинуть родину, но Кубро отказывается от позорного бегства и делит с народом горькую участь чужеземного захвата. Вместе со своими учениками шейх защищает Родину и погибает в одной из битв. Народ стал называть его Таммат ал-Кубро, т.е. «Спаситель».

Шейх оставил после себя ряд богословских и философских трактатов, цикл стихов, отличающихся «большим техническим совершенством и ярким содержанием» (Е.Бертельс). В основу учения Н.Кубро легла идея универсального равенства людей независимо от происхождения, капитала и социального положения. Кубро утверждал, что человек – высшее из творений бога, а потому воля его свободна, и он должен отвечать за каждый свой поступок, не сетовать на судьбу, полагаясь лишь на свой разум и труд. Микрокосм человеческой личности воплощает в себя всё разнообразие, богатство и красоту макрокосмоса, т.е. вселенной, а потому человек – вершина творения и в его душе и интеллекте воплощена частица вселенского духа и мировой гармонии. Познания Кубро вобрали в себя многие нравственные принципы трудового народа, а потому имели особый отклик среди ремесленников и дехкан. Найдя опору в умах и душах современников, учение Н.Кубро обрело бессмертие.

Другим выдающимся суфистом Центральной Азии был Ходжа Мухаммад Бахауддин Накшбанд (1318-1389). Учение его считается наиболее прогрессивным из всех суфийских учений средневековья. Оно оказало огромное влияние на формирование передовой творческой мысли Малой Азии, Ближнего Востока и Центральной Азии в период с XIV по XVII вв. В рядах ордена Накшбанди творили такие гении как Лутфи, Джами, Махтумкули. Картина жизни суфийских общин раскрыта узбекским поэтом Алишером Навои в 28-й главе «Четвёртая беседа о лицемерных шейхах» его философско-дидактической поэмы «Смятение праведных» (1483).

Родился он близ Бухары, а рождение его было предсказано учёным Ходжа Мухаммад Бобои Самоса, который и воспитал его совместно с известным мудрецом Саидом Мир Кулола. Пройдя у них полный курс обучения, Бахауддин решил основать новый орден на основе своей системы взглядов на мир. Его учение основывалось на следовании примеру пророка и его сподвижников. На фоне традиционного мистического аскетизма суфистов, оно было направлено прежде всего на саму жизнь, на повседневную практику. Базовым принципом было понятие «факр» - добровольная, сознательная бедность, то есть состояние материального положения, когда отсутствуют излишества, роскошь, а имущество зарабатывается трудом собственных рук, энергией собственного ума и таланта. Это даёт личности великое достояние – независимость, самостоятельность в мыслях и творчестве.

Есть и другие базовые положения этого учения – они выражены в девизах «Внешне с людьми, внутренне – с Богом», «Пусть душа твоя всегда стремится к Аллаху, а руки твои – к труду». Сам шейх вёл достойный образ жизни – он кормился земледелием, выращивая пшеницу и маш, дом его был скромен и прост, постелью служили солома - зимой и циновка – летом. Все помыслы его были заняты духовным самосовершенствованием, служением Богу и людям. Независим от мнения других, сам он был снисходительным к людям. Известен случай, когда к нему привели музыкантов, исполнявших громкую светскую музыку. Прослушав, он сказал: «Мы таких дел не делаем, но и не отрицаем» (перевод Е.Бертельса). Такое мышление и толерантность очень актуально и сейчас. Создав своё направление в философии и свой орден благородства, Накшбанд внёс достойный вклад в процесс развития духовного самосознания как узбекского, так и других народов.

Сохранилось множество памятников и обителей суфизма в Узбекистане Под Бухарой расположился мемориальный комплекс Бахоуддина Накшбанди. В Самарканде это мечеть и могила Ходжи Ахрара, мавзолеи Гур-Эмир, Рухабад, и другие. В Ташкенте находятся мавзолеи Шейха Зайнутдина Бобо, Шейхантаура, имама Каффаль Шаши. А недалеко от города располагается мавзолей Зангиата.

Идеи суфизма нашли своё отражение в «Божественной комедии» Данте, «Потерянном Рае» Дж. Мильтона, «Западно-Восточном диване» Гёте, в «Пьяном дервише» Н.Гумилёва, в пушкинской «Розе», лермонтовском «Ангеле», в стихах А.Фета, Ф.Тютчесва, З.Гиппиус, В.Брюсова, А.Блока, Н.Рубцова. поэзии Северного Кавказа. И не только в поэзии. Есть однозначный вывод: развитие в России такого традиционного направления ислама, как суфизм, способно привлечь мусульманскую молодежь и стать серьезной альтернативой ваххабизму и другим радикальным течениям, искажающим религию. Не случайно глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров на Международной исламской конференции в Грозном сказал: «Чеченский народ в годы самых тяжелых испытаний сохранил свое лицо только благодаря суфизму, который является залогом безопасности для человека и стабильности для государств».

Высокая оценка, не правда ли?

Автор: А.ХОДЖАЕВ




Возврат к списку