Вы спрашивали

обработано
обращений
всего принято
обращений

Александр Князев

обработано
обращений

Эпоха Ренессанса в духовной истории Узбекистана

Эпоха Ренессанса в духовной истории УзбекистанаНачало Раннего Средневекового Возрождения (Ренессанс) в культуре Центральной Азии относится к IХ веку, то есть в доисламский период духовного развития нашего края. Ещё в середине UII века на данной территории сложились все условия для развития глубоко оригинальной и разносторонней культуры.

Языковое разнообразие, богатейшая мифология, устное народное творчество, этико-религиозная атмосфера – переоценить богатство культурного потенциала этого региона было бы трудно. К примеру, в религиозном плане древнее центральноазиатское общество характеризовалось разнообразием исповедуемых культов и религиозной толерантностью. Жители поклонялись Митре и Анахит, Аполлону и Зевсу, Будде и Ахура-Мазде, исповедовали манихейство и иудаизм, зороастризм, христианское несторианское верование и различные языческие культы. 

Всему этому, однако, был положен конец арабским нашествием. Распространение арабского халифата и религии на территории Центральной Азии сопровождалось насаждением не только чужих политических и социальных порядков, но и новой культуры, вероисповедания и языка. Наряду с этим уничтожались очаги местной культуры и науки, запрещалась местная письменность. Всяческое проявление национальной культуры преследовалось. Свободолюбивые народы Центральной Азии не могли примириться с таким положением. Один за другим вспыхивают восстания и бунты: в 722 году в Самарканде и Панджикенте под руководством Дивастича, в 750-751 гг.в Бухаре – под руководством Ширака, в 755 г. в Северо-Восточном Иране – под руководством Сунбада, в 776-784 гг. в Бухаре, Самарканде, Кашкадарье - под руководством Муканны. 

По мере ослабления халифата в начале IX века власть в регионе переходит в руки местной феодальной аристократии Тахиридов, Сафаридов и Саманидов. Конец арабского ига и возрождение местной независимости дали новый толчок для развития застывшей до этого национальной культуры. Приняв и освоив некоторые культурные пласты, привнесённые в регион посредством арабского языка, и используя свои собственные традиции, Центральной Азия стала в IX-XII веках одним из главных очагов науки и культуры всей планеты.

Назову самые главные фигуры раннего Средневекового Ренессанса в нашем крае. Ал-Хорезми (783-850гг.) Выдающийся энциклопедист, основоположник науки алгебры Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми родился во второй половине UIII века в Хорезме. Он сыграл значительную роль в развитии астрономии, математике, географии. Его книги «Ал-Джабр», «Зидж» (астрономические таблицы), «Цифровой расчёт Индии», «Книга о форме земли», «Трактат об определении эры евреев и их праздниках» и другие - явились бесценным вкладом в сокровищницу человеческой мысли. Он был одним из корифеев знаменитой Багдадской академии, костяк которой составляли учёные - наши земляки. Ал-Хорезми первым внёс в научный обиход такие понятия и термины, как алгебра, алгоритм, тангенс, котангенс и другие.

Чуть моложе был другой корифей Багдадской академии Ал-Фаргони (797-865). Абул Аббас Ахмад ибн Мухаммад ибн Касири Фаргони вошёл в мировую историю под именем Альфраганус. Неоценим его вклад а развитие астрономии, математики, географии. Труды ал-Фаргони «книга движения небесных тел и общей астрономии», «Книга о построении астролябии» многие века являлись приоритетными фундаментальными исследованиями. Особо следует отметить тот факт, что Фаргони пользовался научными разработками учёных древней Индии, был известен не только как теоретик, но и инженер – создатель различных технических инструментов и оборудования. Так, он создал «ниломер» - инструмент для определения уровня воды в Ниле. Благодарные египтяне на протяжении многих веков упоминали имя ал-Фаргони в еженедельной пятничной молитве наряду с именами порока и мусульманских святых. Его имя упоминали Данте, Шиллер, Де Аламбер, его рукописи хранятся в Берлине, Лондоне, Париже, Тегеране, Мешхеде, Рампуре, Каире и других книгохранилищах.

Ал-Фараби (873-950 гг.) родился в селении Фараб на берегу Сырдарьи в семье полководца. Полное имя его Абу Наср мухзаммад ибн Узлуг Тархан. Он также переехал на Ближний Восток, занимался философией, этикой, психологией, естествознанием, астрономией, математикой, медициной, музыкой. Широкую известность получил Фараби своими комментариями к трудам Аристотеля, что способствовало его признанию современниками как «Второго учителя», «Аристотеля Востока». Трактаты Фараби «Геммы премудрости», «Книга доказательств», «Трактат о разуме», «Канон» о музыке и её основах пользовались широкой известностью. Он оставил наследие более чем в 160 научных трудов. Он знал около 70 языков, был не только учёным, но и поэтом, музыкантом, живописцем, каллиграфом.

В 973 году в селении Кят в Хорезме родился мальчик по имени Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад, вошедший в историю как ал- Беруни, что означало его рождение в предместье (Берун – вне города). Хаким (учёный) Беруни прославился как выдающийся историк, астроном, географ, геолог, философ, математик, медик. Помимо родного тюркского он свободно владел арабским, греческим, дари, санскритом. Автор более 160 книг по различным отраслям знаний, он смог намного опередить современные ему учения по астрономии, географии, истории. Его перу принадлежат «Китаб ал-Бакия» (Памятники минувших поколений»), трактат «Индия», Минералогия», «Определение конечных границ», «Элементарная проверка расстояний», «Введение в астрологию», «Элементарная астрономия», «Книга о лекарственных растениях» и много других. Гений Беруни воспринял шарообразную форму Земли и создал первый в мире макет её. Он предсказал существование материка Америка задолго до Колумбова открытия, выразил уверенность в существовании инопланетных цивилизаций. Его труды, переведённые на множество языков, по истории народов Центральной Азии, Индии, Хорезма стали фундаментальными исследованиями. Свои художественные произведения Беруни объединил в сборник «Избранные стихотворения». Умер мыслитель в Газне в декабре 1048 года.

Завершить обзор творчества великих среднеазиатских учёных справедливо было бы упоминанием великого Ибн Сину * (Авиценну) который жил и творил в период с 980 по 1037 годы. 

Он родился в селении Афшона, близ Бухары. Современники почтительно называли его «шайх ар-райис», т.е «глава учёных» и Абу Али (подобный святому Али – самому образованному сподвижнику пророка). Уже в 16-летнем возрасте он пользовался авторитетом и популярностью талантливого врача, исцелившего эмира Бухары Нуха. Авиценна внёс огромный вклад в развитие философии, физики, математики, астрономии, зоологии, ботаники, музыки, медицины. Широкую известность получили трактаты Ибн Сины: «Книга исцеления души», «Книга спасения», «Книга справедливости», «Книга указаний», «Книга мудрости». А его знаменитый трактат по медицине «Канон медицинской науки» до сих пор не утратил своей научной и практической ценности. Свои стихи он объединил в книгу «Касыды и стихи», написал поэмы «Хай и Якзон», «Соломон и Абзал», Книга о птицах». В поэзии Ибн Сина проявляется пытливый ум учёного-аналитика, воспринимающего мир таким каким он есть, но с известной долей иронии.

Своеобразием и независимость выдающегося учёного не могли не раздражать схоластов- богословов, обвинявших Авиценну в неверии. Однако со свойственным ему остроумием он ответил своим противникам:

Моё неверие – не игра, не слов пустых убранство. 
Я верю в истину одну – вот веры постоянство. 
Сейчас таких как я , - один, и если я – неверный, 
То значит правоверных нет, нет в мире мусульманства.

Водном из стихотворений Авицена писал:
Хоть и возвеличился я, но не обширны мои владения. 
Хоть и дорога цена моя, нонет на меня покупателя.

Время доказало обратное - «покупателем» гения Абу Али ибн Сино стал весь просвещённый культурный мир. 

Такова первая часть обзора наследия Раннего Средневекового Возрождения в Средней Азии.

Автор: А. Ходжаев, кандидат философских наук




Возврат к списку