Актуально!

Вы спрашивали

обработано
обращений
всего принято
обращений

Александр Князев

обработано
обращений

Открытое коллективное обращение группы инициативных граждан ко всем узбекистанцам

437
От редакции сайта www.nuz.uz 
В одной из закрытых групп в ФБ было опубликовано обращение группы граждан по злободневной теме - роли религиозного воспитания в духовной жизни узбекистанцев. Тема очень тонкая, но поиск истины важен для всех, кому дорога наша страна.
Именно по этой причине редакция приняла решение опубликовать в колонке "Свободное мнение" это Обращение. 
Со своей стороны редакция надеется на то, что как можно больше читателей выскажут свое мнение по сути данного Обращения.

Мы, нижеподписавшиеся - группа инициативных граждан, проявляя свои активные гражданские позиции, не оставаясь равнодушными к происходящим в политической жизни общества событиям, особенно, за последнее время, хотели бы обратить внимание всех узбекистанцев на следующее:
Член сенатской палаты Парламента, сенатор от Термезского избирательного округа № 70, Ректор Термезского университета Тошкулов Абдукодир Хамидович в ТВ передаче «Халкаро пресс клуб», транслируемой телеканалом «Узбекистан 24» и прошедшей 16.06.2019 года дня по Кашкадарьинскому и Сурхандарьинскому регионам, в прямом эфире (представившись данным телеканалом субтитрами в качестве ректора ТерДУ и членом сената Олий Мажлиса) высказался четко и ясно о том, что: 
«мы (слова автора) на протяжении 100 лет вырвали Ислам (как религию) с образования и с высшего образования в том числе. Мы выравали исламское просвещение, мы размыли границы между дозволенным и недозволенным (религией), мы изъяли правила, как правильно жить. Мы обучали Гёте, но боялись обучать хадисы нашего уважаемого пророка. Если вы читали в одном из местных СМИ, на днях спикер Сенатской палаты Парламента привел в качестве примера слова из хадисов, что и взятки берущий и отдающий будут привлечены к одинаковой ответственности. А ведь, если задуматься, то соответствующие статьи в УК Р.Уз изъяты как раз из хадисов. Санкции статей 210 и 211 – одинаковы, что для дающего, что для берущего. Но сейчас, некоторые ангажируют (саботируют) эти высказывания спикера, выдавая за что- то недопустимое. Потому что мы не научены жить в духе религии. Мы привыкли, что Исламское просвещение должны нести в массы только имамы». 

Между тем, мы, как и наш Президент абсолютно уверены, что: «В современных условиях, когда главным показателем конкурентоспособности страны все в большей мере становятся уровень и качество жизни населения, возрастает роль образования — важнейшего фактора прогресса». Именно в образовании, а не в повсеместном насаждении законов шариата в светском по Конституции государстве, к чему призывает ректор ТерДУ Ташкулов.
А разве Исламское образование в нашей стране на высоте? Времена великих муфтиев – наиграмотнейших теологов рода Бабахановых, основателей САДУМ канули в Лету. 

Как много наша молодежь на проповедях в мечетях слышит о Великой Исламской философии, Великой Исламской культуре, Великой Исламской Архитектуре, Великой Исламской математике или медицине? Кто из нынешних более чем 2 тыс. имамов может рассказать о жизни великих суфиев, живших и творивших в этих краях? Ответ – считанные по пальцам.

Давайте посмотрим правде в глаза. Сегодня, по крайней мере в Ташкенте, среди прихожан на пятничных молитвах более половины молодые ребята от 18 до 21 года. Для большинства из них джума-намаз – мода, а для меньшинства? Продолжим смотреть правде в глаза – религиозная радикализация молодых людей, к глубочайшему сожалению, происходит именно в мечетях. Причина этому, как раз низкий образовательный уровень многих имамов, которые сегодня забывают говорить о толерантности, любви к ближнему, стремлению к знаниям. 

Сегодняшние имамы, стремясь к популярности в молодежной среди, особенно активны в социальных сетях, часто забываются и стараются законами Шариата подменить законы светского государства, которым является Узбекистан. Случайно ли это?

«И те, кто был близок к мировым знаниям, относились к этому с опасением. А что стало в итоге?! Мы открыли дорогу коррупции, мы сами подтолкнули молодежь к мздоимству. Мы научили их к несправедливости, просвещение пришло в упадок. Вот, я хочу вспомнить из истории, что наши предки в полуразбитых медресе учили Коран, до 9 лет они учили его наизусть. А что делаем мы, не обучая религии строим лишь красивые здания, если бы только зданиями все обходилось! Знаете, сколько бы сейчас мы получили таких выдающихся ученых, как Термизий, как Бухарий!?» - продолжает Тошкулов Абдукодир Хамидович.

Мы тоже хотим вспомнить историю: аль-Термизий, или аль-Бухарий, стали выдающимися учеными, не потому, что в «полуразбитых медресе учили Коран до 9 лет и знали его наизусть», а потому, что на этой благодатной земле была преемственность в КУЛЬТУРЕ и в НАУКЕ. Напомним, что Ислам пришел в край, где жили люди уже глубоко познавшие сложную философию зороастризма. Именно преемственность в КУЛЬТУРЕ и в НАУКЕ позволила родить и воспитать многих и многих великих исламских философов.

При всем этом, нам совершенно непонятна связь коррупции с плохим религиозным образованием. Узбекистан – давно провозгласил себя правовым, демократическим государством, а Статья 31 Конституции регламентирует, что Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Принудительное насаждение религиозных взглядов не допускается. К тому же, в статье 5 Закона «О свободе совести и религиозных организациях» указано, что Религия в Республике Узбекистан отделена от государства. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другим не допускается. Но самое важное по теме, в статье 7-й (Система образования и религия) этого же закона, говорится, что Система образования в Республике Узбекистан отделена от религии. Не допускается включение религиозных дисциплин в учебные программы системы образования. Право на светское образование обеспечивается гражданам Республики Узбекистан независимо от их отношения к религии. 

Но господин сенатор, всю нынешнюю проблему современного образования, причины появления пробелов в них, факторы способствующие их развитию и весь другой негатив сваливает на нехватку ученых- теологов, отсутствие Исламского просвещения в образовании и т.д. Вполне возможно, и было бы наверное здорово, решить все вопросы именно таким образом, но как показывает практика, жизнь довольно таки многогранна, сложна и даже непредсказуема. Знать религии и учить их, конечно же, хорошо. Но если зациклиться на одной теологии, мы вновь отбросим себя (как современное цивилизованное общество) в плане научно-технического, международно- политического прогресса ещё на пару веков назад. Помимо чтения молитв в ритуальных храмах, соблюдения конфессиональных традиций и пр., мы обязаны научиться строить станки, высокотехнологичное производственное оборудование, заводы и фабрики – таково веяние времени. 

Мы должны модернизировать свои научно- технические, инженерно- конструкторские базы, воспитать высококвалифицированных и заинтересованных в развитии отечественного производства кадров, и по мере возможности, меньше пользоваться готовыми импорт проектами. Мы можем перенять богатый опыт и практику ведущих стран – преуспевших в плане развития науки и современного образования. У нашей молодежи должна быть прочная, духовно- научная основа, чтобы завтра они могли уверенно смотреть в будущее, а не украдкой, через призму всяких радикально настроенных идеологий. Религии – одни из путей к пониманию совести, к самосознанию. Нечто личное между человеком и Творцом. Но, чтобы методом автокаталической формозной реакции синтезировать глюкозу из формальдегида - важно ещё знать химию, математику, физику и другие научные предметы. И без них – никак!

Размышляя вышеописанное, назревают вполне логичные вопросы: как чиновник такого уровня, Сенатор Парламента, к тому же, член комитета по законодательству и судебно- правовым вопросам законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, может допустить такую оплошность?! Что это, непрофессиональное (не)соответствие (незнание основных законов) или попытки изменения существующего светского образа жизни? Мы полагаем, что А.Ташкулов в своих высказываниях вполне отдает себе отчет в том, о чем говорил в прямом эфире. Тогда как, простите, понять его открытое игнорирование буквы и духа основного и специализированных законов страны? Призывом к свержению Конституционного строя? Для кого они тогда писаны, если народный представитель с легкой подачи телевизионного микрофона, может идти в разрез с ними и говорить о том, что ему лично хочется!?

Мы задали вопросы, которые сегодня, как никогда раньше, требуют грамотных и взвешенных ответов. 

Нам кажется, что общество ждет открытого диалога и дискуссии по наболевшим проблемам, связанным с образованием, в том числе и с религиозным. Поэтому призываем всех желающих начать такой диалог с участием юристов, правоведов, ученых теологов, узбекской интеллигенции.

Группа граждан из 58 человек

Источник: NUZ.Uz

На снимке: комплекс Хазрат Имам




Комментировать


Возврат к списку