Для трудовых мигрантов зарубежом

Вы спрашивали

обработано
обращений
всего принято
обращений

Александр Князев

обработано
обращений

Худшее, конечно, позади: что ждет трудовых мигрантов в России после пандемии

265

Пандемия стала настоящим испытанием и для трудовых мигрантов, и для миграционной системы России в целом.

COVID-19 внезапно обрушился на мир, подобно стихийному бедствию, сокрушившему даже тех, кто, собственно, и не болел.

Как и в большинстве крупных стран, где устроить тотальный карантин затруднительно уже просто в силу величины территории, в России пандемия застала врасплох и власти, и бизнес, и рядовых граждан.

И, пожалуй, самой уязвимой социальной группой оказались трудовые мигранты из стран СНГ.

Пора возвращаться домой

После первых известий о возможном закрытии строительных объектов, ресторанов и рынков десятки тысяч иностранцев поспешили вернуться на родину, дабы переждать неспокойные времена дома.

Успели не все. После закрытия границ сотни тысяч человек по всей стране очутились в положении людей посреди океана в лодке без весел: пристать к родному берегу они не могут, плыть дальше - тоже. Многие мигранты в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге лишились работы уже в первую неделю введения режима самоизоляции с минимумом накоплений, ситуация - хуже не придумаешь.

Правительство пошло навстречу иностранным работникам - отменило сроки продления регистрации до 15 июня, временно разрешило нанимать на работу мигрантов без патента, а полиция на улицах не так рьяно проверяла их документы.

Однако эти безусловно полезные меры снизили расходы мигрантов и упростили им режим пребывания, но рабочих мест не создали. Вскоре многим из них, особенно людям семейным, буквально стало не хватать денег на еду.

На помощь пришли землячества, волонтерские организации и бизнесмены-меценаты, которые не только раздавали продуктовые наборы, но и умудрялись находить людям работу. Однако и у этой помощи ресурсы были сильно ограничены.

Спустя более чем два месяца карантинных мер власти на местах потихоньку ослабляют режим самоизоляции и вскоре разрешат работу кафе, ресторанов, рынков и других сфер бизнеса, где традиционно было занято много иностранных рабочих. Вопрос в том, насколько это поможет мигрантам.

Мрачные перспективы

Что касается рынка труда и восстановления экономики, то, по мнению президента "Федерации мигрантов России" Вадима Коженова, прогноз на будущее крайне пессимистичен.

 "Я думаю, после отмены ограничений где-то 30% мигрантов не смогут выйти на работу. Проблема в том, что многие работают сдельно, и им надо не просто выйти на работу, а еще и быстро заработать. То есть важно, насколько активно будет набирать обороты экономика. И мне кажется, мы будем восстанавливаться в лучшем случае до Нового года", - полагает Коженов.

Более всего повезло тем, кто занят в сфере строительства. Работы на крупных объектах заморозили менее чем на месяц, а где-то не останавливали вовсе. Но даже в самом быстрорастущем, жилищном секторе масштабы строительства могут снизиться из-за отсутствия спроса. А значит, и здесь вернуть свое место удастся не всем.

Еще хуже дело обстоит в сфере питания и сервиса. Многие кофейни, рестораны, магазины, торговые точки - везде, где требовались повара, официанты, грузчики, разнорабочие, курьеры, - закрылись уже на второй месяц самоизоляции.

А те, кто выживет после бури, почти наверняка будут сокращать штат. Опять-таки из-за снижения спроса и доходов, ведь их привычные клиенты предпочтут сэкономить на приятных, но необязательных привычках: бизнес-ланч из суши в обед, поход в бар по пятницам, метро и каршеринг вместо такси.

"По нашим приблизительным оценкам, где-то 20% иностранных граждан не смогут выйти на работу после окончания режима самоизоляции. И одно дело, когда без доходов сидит человек, не обремененный долгами, и совсем другое, когда на нем висит несколько кредитов здесь или на родине", - пояснил Sputnik глава Профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов.

Конечно, трудовые мигранты в России - едва ли не самая инициативная часть населения, еще до окончательного введения карантинных мер многие из которых предусмотрительно сменили род деятельности, скажем, переквалифицировавшись из официантов в доставщики.

Но и здесь условия игры поменялись - иностранцам сейчас приходится конкурировать на рынке труда с российскими гражданами, которые не ожидали кризиса, остались без работы и теперь вынужденно пошли в курьеры и таксисты.

И главное, с отменой ограничительных мер отменят и прежние мигрантские льготы, подчеркивает Юрий Московский, председатель комиссии по миграции Совета по делам национальностей правительства Москвы.

"С возвращением прежних требований былые заработки не вернутся. Выехать мигранты не смогут еще месяца два-три, денег у них становится объективно меньше. Ситуация безвыходная - вернуться домой нельзя, но и работать здесь как раньше - тоже", - отмечает эксперт.

Ловушка для мигранта

Выходом из ситуации могло бы стать, во-первых, сохранение нынешнего упрощенного режима пребывания хотя бы на месяц-два, во-вторых, грамотная диверсификация рынка труда. Если этим летом в крупных городах может не хватать вакансий на всех, то в сельскохозяйственных регионах, напротив, внезапно может обнаружиться нехватка рабочих рук.

Так, в Волгоградской области для возделывания помидоров и других овощей, а в Липецкой для высаживания клубники на сезонные работы часто приглашали граждан Узбекистана и Таджикистана. А сейчас эти трудовые резервы уже находятся на территории России.

Но и здесь есть препятствие - у сотен тысяч иностранцев патенты оформлены в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках, и работать по ним в других регионах запрещено.

"Проблему бы можно решить одним росчерком пера, разрешив на время пандемии признать действующими патенты на территории всех субъектов РФ, неважно, где оформлены", - считает Ренат Каримов.

Пока же власти в России рассматривают вопросы о создании специализированных трудовых бирж и проведении миграционной амнистии. К примеру, в случае с биржей предлагается поощрять льготами предпринимателей, взявших на работу мигрантов через нее.

Но эти решения могут оказаться недостаточно эффективными просто потому, что иностранные граждане чаще привыкли устраиваться на работу по знакомству либо при посредничестве мигрантских организаций, но точно не через госструктуры.

Надеяться, ждать и работать

Есть и другие варианты, например, временное альтернативное трудоустройство мигрантов в социальные учреждения - в дом престарелых или в службу помощи инвалидов.

Но и здесь вакансий куда как немного, тем более, что уровень зарплат в социальном секторе таков, что едва-едва покроет стоимость патента и затраты на еду.

В связи с этим самым главным и самым неприятным последствием эпидемии COVID-19 станет рост теневой экономики.

Недобросовестные работодатели, дабы сократить издержки и быстро вернуться в бизнес, станут нанимать людей без трудовых договоров и социальных гарантий, пользуясь их безвыходным положением.

Это плохо и для государства, которое очевидно недосчитается поступлений в казну, и для мигрантов - возможно, им придется работать больше даже за меньшую плату.

Такая безрадостная реальность ждет иностранных рабочих, по-видимому, до конца лета - начала осени, пока экономика в РФ не начнет оживать после перенесенной эпидемии или пока не откроется дорога домой.

Да и на родине, честно говоря, ситуация ничем не лучше: в Кыргызстане введен режим ЧП, а в Таджикистане, хоть и обошлось без таких суровых мер, ситуация пока неблагоприятная. 

Хотя в стране уже неделю фиксируется уверенное снижение числа заболевших и умерших от коронавируса, жители обеспокоены второй волной инфекции.

Власти также призывают не расслабляться и сохраняют ограничительные меры - в городах сокращено движение транспорта, для посещения закрыты кафе и рестораны, непродовольственные рынки. Перемещение между районами ограничено, а в некоторых селах люди даже без официального распоряжения установили контрольно-пропускные пункты и приняли санитарные меры в сотрудничестве с местными медпунктами.

Разумеется, такие меры не способствуют росту экономики и появлению новых рабочих мест. А значит, пережидать тяжелые дни придется там, где есть хотя бы призрачный шанс заработать.

Источник: tj.sputniknews.ru

© Sputnik / Максим Блинов


Комментировать


Возврат к списку