Вы спрашивали

обработано
обращений
всего принято
обращений

Александр Князев

обработано
обращений

Истоки религии Ислама. Часть 2

Истоки религии Ислама. Часть 2Поначалу Мухаммед был лишён каких-бы то ни было политических амбиций и вовсе не предполагал стать основателем новой мировой религии. Его мечтой было вернуть курайшитам давнюю веру в единого Бога и не мыслил проповедовать среди других арабских племён. Он и не думал закладывать основы, говоря сегодняшнем языком теократии, а выполнял роль надхира, то есть, «предупреждающего», не вмешиваясь в политическую жизнь. Он должен был лишь напомнить соплеменникам, в каком угрожающем положении они находятся. Но в первых проповедях не было печати злого рока, наоборот, они выражали радостную надежду. 

Мухаммаду не надо было доказывать сородичам существование Бога, они и так верили в существование творца небес и земли, так же как иудеи и христиане. Это считалось само собой разумеющимся. Но арабы не задумывались в глубинных следствиях своих убеждений. Уже в первом откровении Пророка есть утверждение, что Бог создал каждого человека из капли семени. От Него зависела вся жизнь племени, однако курайшиты считали центром мироздания самих себя – такое высокомерие и самодовольство вело к пренебрежению своим долгом. Отсюда уже в первых главах Корана есть призыв осознать милость Божью, которая проявляется повсюду и всегда, понять, что всем обязаны Ему, невзирая на какие-то успехи. 

[i]Пусть сгинет человек!

Что же заставило его отречься?

И из чего Господь создал его?

Из капли спермы Он его создал,

И вид придал, и соразмерил.

И облегчил его пути земные.

Затем Он в смерть его поверг и уложил в могилу.

Потом, будь Его воля, Он воскресит его опять.

Так нет же! Не блюдёт заветы Бога человек!

Пусть взглянет человек на свою пищу.

(Чтоб мог её он получить).

Обильно воды Мы излили,

И расщепили землю

Для прорастанья злаков,

И виноградных лоз, и трав съедобных,

Оливковых и финиковых пальм.

И вознесли

Сады густые,

И фрукты, и луга

Для пользы вам и вашему скоту.

Вопрос не в том, существует ли Бог. В Коране кафирами, то есть неверными называют не атеистов, кто вообще не верит в Бога, а тех, кто не испытывает к Нему признательности, не желает Его чтить, проявляя упрямство и неблагодарность. Слово Божье не несёт своевольных приказов свыше, а вступает с курайшитами в диалог. К примеру, оно напоминает, что Кааба, Обитель Аллаха, сыграла огромную роль в преуспеянии племени. Арабы любили совершать ритуальные обходы вокруг святыни, однако считали основной причиной своих материальных успехов собственные заслуги, напрочь забывая об изначальном смысле древних обрядов поклонения. Настало время признать в окружающем мире «знаки» (айат) Божьего милосердия и могущества. Но если курайшитам не удастся воссоздать Божью милость в своей общине, они рискуют утратить связь с истинной природой вещей. Поэтому Мухаммад велел своим последователям дважды в день склоняться в ритуальной молитве (салят), что призвано было воспитать в мусульманах душевное смирение и изменить общую направленность их жизни. Со временем вера Мухаммада получила название Ислам – искренняя покорность Аллаху. Истинный муслим (мусульманин) целиком вверяет свою жизнь Творцу. Но, увидев, как первые мусульмане совершают салят, гордые и надменные мекканцы пришли в негодование: по их мнению, раболепное приподание к земле было постыдным для них. В связи с этим первым муслимам приходилось молиться втайне, прячась в горных ущельях.

Практически Ислам означал, что мусульмане обязаны создать справедливое общество равных с бедными и увечными. Первое этическое провозвестие Корана звучало очень просто: копить богатство и заботиться только о личном достатке – плохо, а делиться с ближними и регулярно отдавать часть своего имущества нищим – хорошо. Почитание единственного Бога привело Мухаммада (как и древнееврейских пророков) к этической системе, которую впоследствии можно было бы назвать социалистической. Жёстких доктрин о Самом Боге в Коране нет. Книга, напротив, относится к богословским спекуляциям с подозрительностью. Например, к христианской доктрине Вочеловечения и Троицы, считая эти идеи кощунственными. В исламе, как и в иудаизме, Бог воспринимался, прежде всего, как нравственный императив. Удивительно, что не имея практически никаких контактов ни с иудеями, или с христианами, Мухаммад интуитивно схватил самую суть исторического единобожия.

Коран всё время подчёркивает роль разума в толковании божественных знамений и посланий. Мусульманам надлежит не пренебрегать силами рассудка, а, напротив, взирать на мир с вниманием и любознательностью. Именно такой подход позволил впоследствии мусульманам, в частности, нашим предкам, развить замечательные традиции естествознания.

Величайшим знамением был, конечно, сам Коран – стихи, из которых складываются его главы. Жители других стран считают Коран сложной для понимания книгой, но это вследствие проблем перевода. Арабский язык вообще трудно переводим: даже светская литература и обыденная речь в переводе часто звучат неестественно и чужеродно. А Коран написан очень ёмким языком, полным иносказаний и недомолвок, он в переводе лишён изначального очарования арабского языка. Как мы уже отмечали, он предназначен для чтения вслух - звучание речи является очень важной гранью его воздействия. Коран – не просто источник сведений, он внушает ощущение божественного и поэтому не терпит суеты во время чтения. Христианам, пожалуй, трудно понять, о чём идёт речь, ведь у них, в отличие от иудаистов, индуистов и мусульман, нет особого священного языка. Для христианина Слово Божье – сам Иисус, а не греческий язык, на котором написан Новый завет. У евреев иное отношение к Торе – изучая Библию, они не просто скользят взглядом по страницам, но часто проговаривают текст вслух, наслаждаясь изречениями Бога, когда Он явился Моисею на Синае. Мы видим, как они раскачиваются вперёд и назад , словно трепетное пламя свечи, покорной дуновениям Духа.

Ранние биографы Мухаммада подчёркивают, какое потрясение и восторг охватывали арабов, когда они впервые слышали Коран. Многие, без колебаний обращались в новую веру, уверовав, что такие прекрасные слова мог произнести только Бог. 

Складывается впечатление, что Мухаммад создал принципиально новую литературу, но одни были просто не готовы к ней, а другие воспринимали её до глубины души. Не обладай Коран таким воздействием, ислам вряд ли смог бы пустить такие прочные корни. Если древние израильтяне 700 лет не могли избавится от прежних религиозных убеждений, то Мухаммаду удалось совершить такой переход всего за 23 года. Можно смело сказать, что Мухаммад как поэт и пророк, а Коран – как литературный шедевр и Богооткровение – это, безусловно, самое яркое и необычное свидетельство глубинного созвучия искусства и религии. 

Вначале Мухаммад привлёк немало новообращённых из числа молодёжи, разочаровавшихся в торгашеских традициях Мекки. Но раскол среди мекканцев произошёл после того, ка Мухаммад запретил мусульманам поклоняться языческим богам. Тогда Ислам превратился в презренную и гонимую секту. Мусульман, как и первых христиан, считали «безбожниками», что подразумевало серьезную угрозу обществу. 

(Продолжение следует)

Автор: Аъло Ходжаев, кандидат философских наук

Источник: NUZ.Uz


Возврат к списку