Вы спрашивали

обработано
обращений
всего принято
обращений

Александр Князев

обработано
обращений

В освещении истории недопустимы вольные интерпретации

В освещении истории недопустимы вольные интерпретации. Во Дворце кино имени Алишера Навои 19 июля состоялся вечер, посвящённый памяти видного узбекского кинорежиссёра, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Дамира Салимова. В этот день ему исполнилось бы 85 лет.

Выступления на этом торжестве, а открыл их генеральный директор Агентства «Узбеккино» Фирдавс Абдухаликов, фильм, созданный режиссёром Тимуром Каюмовым, специальная выставка о творчестве юбиляра – все они убедительно свидетельствуют о широте и многогранности несомненного дарования Д.И.Салимова, его незаменимого места в истории отечественного кинематографа. В становлении этой незаурядной Личности несомненно сказались несколько факторов: гены, а он родился и воспитывался в известной высокоинтеллектуальной семье, учёба у выдающегося режиссёра и прекрасного педагога Михаила Ильича Ромма, активный и дерзновенный характер, выраженный в постоянном целеустремлённом поиске своего творческого пути в искусстве. Он был первым мультипликатором в республике, открывал новые, неразрабатываемые ранее темы в нашем кинематографе.

Я не берусь в данной статье перечислять и анализировать его фильмы, но не могу не отреагировать на явные ошибки и недоразумения в освещении судьбы некоторых фильмов, допущенные докладчиком Муяссар Максудовой. Конечно, её извиняет признание в том, что она даже не была знакома с Салимовым, а в годы его творчества была ещё в молодом возрасте, но своим долгим разбором она, как бы, затвердила на будущее абсолютно неправильные суждения, в частности о картине «Смысл жизни». По её словам фильм с самого начала был отвергнут как в республике, так и в целом в стране, положен на «полку» и не доведён до зрителя. Это не так. Сразу после сдачи готовой картины в сентябре 1987 года в Доме знаний в присутствии всех членов бюро и руководителей Узбекистана был осуществлён показ этой киноленты, постановщикам её была выражена огромная благодарность, дано указание широко ознакомить с ней общественность.

На следующий день исполнителя главной роли Юсупова – сына Усмана Юсупова — Ульмаса назначили заместителем министра культуры республики. Фильм был показан и в соседних республиках, в частности, в Туркменистане, где я, как директор киностудии, вместе с Д.И.Салимовым и одной актрисой участвовал на показах картины в Ашхабаде и других городах республики. Более того, картина в 1988 г. была выдвинута на Всесоюзный кинофестиваль в Баку, где была удостоена высшей награды. Это вызвало протест у большой группы ведущих киноведов и московских критиков, которых возмутил эпизод, в котором Сталин вручил Юсупову свои часы. Я пытался объяснить, что во-первых данный факт имел место, во-вторых, в разгар так называемого «узбекского дела» важно было показать зрителям, что в Узбекистане и ранее были замечательные руководители. Но всесильные тогда деятели кино, вернувшись в Москву, добились отмены проведения Всесоюзных фестивалей, заменив их конкурсом «Ника». Фильм, действительно, тогда не имел должного проката, из-за малого количества копий, из-за смены руководства республики, и вообще, «десантники» не были заинтересованы в прославлении прошлого нашего народа.

Докладчик утверждала, что «Смысл жизни» — лучший фильм Дамира Салимова, Али Хамраев призывал признать одним из лучших фильмов «Облаву на одичавших собак». Очень спорные выводы, но «о вкусах не спорят». Я абсолютно убеждён, что в «золотой» фонд киноискусства Узбекистана прежде всего вошла лента «Озорник», снятая по повести Гафура Гуляма. Я бы добавил короткометражку «Круг» — дипломную работу Д.Салимова, которую сумел привезти в Ташкент Али Хамраев, кстати, очень много сделавший для популяризации Д.Салимова в последние годы.

В связи с этим я считаю нужным дать своё объяснение тому. что Дамиру Исмаиловичу делались препятствия на пути реализации его творческих планов и замыслов. В 1974 г. сразу же после избрания меня секретарём Ташкентского обкома партии из ЦК КПСС приехал ответработник отдела пропаганды и агитации, который изъявил желание побывать на киностудии «Узбекфильм». Я позвонил директору А. Абдуллаеву и попросил подготовить картину «Круг», которую хочет посмотреть высокий гость.

После просмотра московский чиновник спросил о моих впечатлениях. Я ответил, что картина очень талантливо сделана. «А как Вам то, что наездника (егеря) сыграл русский актёр, это не попахивает национализмом?» Я даже поперхнулся от неожиданности, стал уверять, что никакой задней мысли у авторов не было, хороших профессиональных наездников, которые сумели бы так выразительно сыграть, среди узбеков не было, что Хадича Раимовна Мусаханова – бывшая секретарь обкома и мать Дамира – подлинная интернационалистка. «Это-то и удивительно» — возразил мне работник ЦК. Не знаю – то ли меня проверяли, то ли к Д.И.Салимову остались подозрения. Фильмы Д.Салимова ставились, но не награждались. Первой его наградой стала Премия Ленинского комсомола Ташкентской области, (куда входил и город Ташкент). Мотивируя этим, я предложил руководству Обкома комсомола создать свою Премию, среди лауреатов которой мы назвали Дамира Салимова и Тамару Шакирову – за фильм «Ленинградцы – дети мои». Они были счастливы, Дамир говорил, что лёд наконец-то тронулся, и эта награда его стимулирует.

В картине Т.Каюмова дано сознательное искажение – там сказано, что фильм получил Премию ленинского комсомола Узбекистана, а не ташкентскую областную. И в дальнейшем у меня были неприятные объяснения с сильными мира сего. В частности, с 1-м заместителем Председателя Гостелерадио СССР Кравченко, который идя на поводу своих заинтересованных сотрудников, стал упрекать меня в том, что я предложил Салимову создать фильм о событиях в Афганистане, поскольку являюсь его родственником. Я ответил, что у меня нет ни одной общей капли крови с Салимовым, но я считаю неправильным, что из года в год Гостелерадио СССР выделяет деньги только Зиновию Ройзману, у которого подозрительно налаженные связи с владельцами финансов его ведомства. Денег нам так и не дали, хотя Дамир Исмаилович очень основательно готовился.

Приведу пример, опубликованный в книге «Признание»: «Спасибо за заботу и внимание! Это лучше всякого лекарства, стало быть лечение пройдёт в два раза быстрее. То, что Вы дали мне прочитать, очень интересно, захватывающе. Нужно только устранить некоторые банальности и кое-какую «липу», которой здесь хватает.

А в основном, если снимать натуру в Афганистане, что просто необходимо, может получиться увлекательный и нужный фильм. Ещё раз большое спасибо! Дамир. 10. 1987». Увы, его враги не дали осуществить этот замысел. Дамир Салимов был не простым человеком. Как и большинство людей, отмеченных талантом, он имел свои особенности и странности. Но история учит, что о людях надо судить прежде всего по тому, что они оставили обществу и будущим поколениям. Дамир Исмаилович оставил нам свои фильмы, среди которых есть и бессмертные. Это – главное!

Автор: Аъло Ходжаев

Фото: asi.org.ru


Возврат к списку