Вы спрашивали

обработано
обращений
всего принято
обращений

Александр Князев

обработано
обращений

«Взведенный курок» терроризма по Фрейду

Пандемия коронавируса, став за последний год главным вызовом для мирового сообщества, отодвинула на второй план борьбу с терроризмом и даже несколько снизила его активность. Но, как предупреждают специалисты, это ложное впечатление. Отвлечение на другие угрозы играет только на руку экстремистам, которые используют депрессивное состояние людей, находящихся в глобальной изоляции, чтобы усилить свою пропагандистскую и вербовочную деятельность, пишет QMonitor.

По рекомендациям экспертов, в период карантина правительства стран должны максимально усилить меры по противодействию терроризму и экстремизму, в том числе в социальных сетях, где радикалы чувствуют себя особенно вольготно. В этом плане показателен опыт Казахстана, спецслужбы которого тщательно отслеживают интернет-ресурсы на предмет содержания в них хоть малейшей пропаганды экстремистской и террористической идеологии. При выявлении подозрительных фактов потенциально опасные сайты или отдельные страницы пользователей соцсетей могут моментально блокироваться, причем без разрешения суда. Такое право органы нацбезопасности получили в 2017 году с вступлением в силу закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму». Власти вынуждены были пойти на столь жесткие меры после серии террористических атак, в результате которых погибли десятки полицейских.

Впрочем, в борьбе с террористическими и экстремистскими угрозами полезен не только метод кнута, но и пряника, считают специалисты. Речь идет о повышении качества жизни населения, в том числе снижении уровня безработицы, обеспечении равного доступа к качественному образованию, улучшении жилищных условий, особенно для социально уязвимой молодежи, которая является основной группой риска. К слову, в прошлом году в рейтинге Глобального индекса терроризма в мире Казахстан занял 93 место из 135 возможных, опустившись на восемь позиций по сравнению с 2019 годом. А это значит, что уровень террористической опасности в стране постепенно снижается. Как правило, данный рейтинг строится на анализе различных социально-экономических условий, а также геополитических факторов возникновения радикальных течений.

Специалисты уверены, что террористические и экстремистские риски легче предупредить, нежели бороться с их последствиями. А для этого необходимо постоянно «держать руку на пульсе» — проводить мониторинги и системно изучать ситуацию, дабы четко понимать, кто, где, когда и почему может подвергнуться вербовке радикалов. И тут на помощь казахстанским исследователям приходит опыт зарубежных стран, где тема международного терроризма является одной и самых актуальных в научном сообществе.

Социолог Роза Абдрахиева, которая изучала данные вопросы в Великобритании рассказала в интервью изданию о том, какие существуют основные проблемы в исследовании терроризма как явления? В каких аспектах его следует изучать? Чем отличается религиозно-мотивированный терроризм от других его видов? И что толкает человека на роковое решение стать террористом?

— Роза Маратовна, расскажите, пожалуйста, какая основная теоретическая сложность встречается в изучении терроризма как социально-политического явления?

— Тема терроризма является сложным объектом исследования. На сегодняшний день существует более ста определений данного феномена, встречающихся в различных научных исследованиях. Основная трудность заключается в проведении различия между терроризмом и другими формами политического насилия, также между терроризмом и другими видами преступной деятельности. Наконец, актуален вопрос о различиях между государственным террором, который практикуют тоталитарные режимы, с одной стороны, и «оппозиционным терроризмом», с другой.

— Действительно, тема терроризма тесно соприкасается с различными сферами, а не только с социально-политической. В этой связи такой вопрос: в каких аспектах современная социальная наука исследует феномен терроризма?

— Научное сообщество при попытке объяснения данного процесса опирается в основном на стратегические, организационные и психологические теории, и исследуют эту тему с точки зрения криминологии, социологии, политологии и так далее, но большинство существующих исследований посвящены объяснениям психологических причин феномена терроризма. Тем не менее, следует отметить, что вышеупомянутые теории и подходы не исключают друг друга, а, скорее, взаимодополняют.

— Довольно интересно, что ученые больше обращают внимание на психологические причины терроризма… Это значит, что все-таки они играют основную роль на пути превращения в террориста? И вообще, как обычный человек приходит к этому?

— Человек не становится террористом в один миг. Путь принятия такого рокового решения требует определенного периода времени, которое начинается с постепенной радикализации и заканчивается внутренним «созреванием» и психологической готовностью к совершению террористических актов.

Результаты многочисленных исследований показывают, что люди приходят на путь терроризма по различным причинам, среди которых доминируют социально-психологические факторы. Здесь важно отметить, что далеко не каждый человек, кто заражен радикальной идеологией, становится автоматически террористом. Очень многое зависит от особенностей конкретной личности.

— Какого рода социально-психологические факторы играют здесь основную роль?

— Их много. Достаточно типичным случаем являются так называемые «неразрешенные детские конфликты». Теоретики психодинамики объясняют экстремистское воинственное поведение как внутреннюю борьбу, ведущуюся в психике человека на основе неурегулированных и травмирующих жизненных событий, которые происходили в формативный период, когда закладывался фундамент личности. В данном случае большой объяснительной силой обладает психоаналитическая теория Фрейда.

Кроме того, важную роль играют социально-психологические объяснения терроризма, основанные на теории социальной идентичности. Такие исследования включают в себя анализ смежных областей, в том числе политологии и международных отношений.

В итоге цель состоит в том, чтобы проследить эволюцию идентичности и основанной на ней самооценки человека. В случаях, когда под влиянием различных факторов у человека формируется негативная идентичность, это может сделать его склонным к радикализации.

— Могли бы вы привести конкретный пример? Какие результаты показали уже проведенные исследования?

— Хорошим примером можно считать исследование западно-германских террористов, проведенное Л. Беллингером (Böllinger. L.) еще в 1981 году. Оно было инициировано Министерством обороны Западной Германии и использовало материалы изучения 250 западногерманских террористов, в том числе 227 левых и 23 правых. Л. Беллингер пришел к выводу, что эти люди не сумели успешно объединить доверие, автономию и инициативу в структуре своей личности.

При этом их неспособность доверять привела к чрезмерной агрессии и к неудачам в социальных отношениях. Отсутствие автономии порождало незащищенность и страх распада личности. Наконец, отсутствие инициативы порождало чувство своей неполноценности и никчемности.

Л. Беллингер предположил, что все это стало результатом чрезмерного контроля и неприязни со стороны родителей, которые постоянно подавляли своих детей. В итоге они выросли, воспринимая жизнь через призму конфликта.

— То есть мы приходим к простому выводу, что здоровое общество начинается со здоровой семьи. И, если я вас правильно поняла, религиозно мотивированный терроризм отличается от других его видов характером мотивации, но станет ли конкретный человек террористом – это больше зависит от особенностей его личности.

— Да, совершенно верно. Во-первых, действительно, жизненный путь человека в огромной степени «программируется» в детстве, и тут решающую роль играет семья. Кроме того, да, религиозно мотивированный терроризм ничем не «хуже» и не «лучше» терроризма левацкого, националистического или другого. Основные причины и этапы превращения обычного, условно «нормального» гражданина в террориста, в угрозу для общества – они в целом аналогичны у левака, ультра-националиста или религиозного фанатика.

Тем не менее, в случае с псевдорелигиозным экстремизмом и терроризмом знание идейной составляющей (теологические подмены, превратные трактовки положений религии) в значительной степени помогает в дерадикализации, профилактике вовлечения людей в экстремистскую и террористическую деятельность.

Детские комплексы трудно «лечатся» как таковые, но это как бы «взведенный курок», который может никогда не выстрелить. Поэтому профилактическая работа в любом случае чрезвычайно нужна и востребована.

Справка: На территории Казахстана запрещены организации, деятельность которых носит террористический характер. Таковыми они признаются, если их уставные цели и деятельность противоречат Конституции и законам республики, а также международным договорам, участником которых она является. В национальный список террористических и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территории РК, включены 16 зарубежных структур: «Аль-Каида», «Асбат аль-Ансар», «Братья-мусульмане», «Боз гурд», «Жамаат моджахедов Центральной Азии», «Исламское движение Узбекистана», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс», «Талибан», «Лашкар-и-Тайба», «Хизб-ут-Тахрир», «Таблиги джамаат» и «Общество социальных реформ», «АУМ Синрикё», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Джунд-аль-Халифат (Солдаты халифата)».

Источник: ctc-rk.kz


Респондент: Роза Абдрахиева


Интервьюер: Светлана Борисова


Возврат к списку