- Главная
- Публикации
- Интервью
- Афганистан в уравнениях России: геополитическая проблема или возможность
В прямом эфире
Вы спрашивали
События в небольшой азиатской стране сегодня активно муссируются во всех средствах массовой информации. что, по-вашему мнению происходит в мьянме на самом деле?
Видимость межконфессионального противостояния в Мьянме нагнетается искусственно, достаточно посмотреть на то, что другие мусульманские общины (не рохинджа) давно адаптировались и нашли свое место в мьянманском обществе.
Тестовый список
- test 1
- test 2
- test 3
обращений
События в небольшой азиатской стране сегодня активно муссируются во всех средствах массовой информации. что, по-вашему мнению происходит в мьянме на самом деле?
обращений
Александр Князев
Видимость межконфессионального противостояния в Мьянме нагнетается искусственно, достаточно посмотреть на то, что другие мусульманские общины (не рохинджа) давно адаптировались и нашли свое место в мьянманском обществе.
Тестовый список
- test 1
- test 2
- test 3
обращений
Афганистан в уравнениях России: геополитическая проблема или возможность

После прихода к власти Талибана в Афганистане Россия столкнулась с сочетанием проблем безопасности и геополитических возможностей. Москва пытается укрепить свою роль в новых региональных и глобальных уравнениях путем укрепления безопасности и экономических отношений.
По данным регионального офиса информационного агентства Tasnim, после геополитических событий последних лет в Афганистане, особенно после вывода американских войск и возвращения Талибана к власти, взоры многих региональных и трансрегиональных игроков обратились к этой стране.
Россия, как одна из ключевых держав в Центральной Азии и мире, также пересмотрела свою политику в отношении Афганистана. Недавнее решение Москвы исключить Талибан из списка террористических группировок является одним из наиболее ярких проявлений этой смены подхода. Действие, имеющее последствия на национальном, региональном и глобальном уровнях.
Профессор Александр Князев, старший научный сотрудник Института международных исследований Московского государственного университета международных отношений (МГИМО) при Министерстве иностранных дел России, в интервью информационному агентству Tasnim анализирует различные аспекты этой новой российской политики, ее причины, а также взаимодействие Москвы с Соединенными Штатами и другими региональными державами, такими как Иран, Китай и страны Центральной Азии.Тасним: Россия недавно исключила Талибан из списка террористических организаций. Какие политические, экономические или связанные с безопасностью мотивы побудили Россию пойти на этот шаг?
Князев: Это решение разрешило давнее юридическое противоречие между законодательством и практикой. С одной стороны, примерно с 2015 года отношение к Талибану в России стало серьезно меняться, поскольку менялись и сами Талибан. В движении Талибан произошли изменения, и постепенно оно трансформировалось в подлинное национально-освободительное движение, борющееся против американских и натовских оккупантов, а также прозападного марионеточного правительства.
В 2015 году Талибан также начал борьбу с ИГИЛ, что подтвердило его трансформацию и дистанцирование от террористической деятельности. В конце 1990-х и начале 2000-х годов движение «Талибан» имело связи с сепаратистскими террористическими группировками из северокавказского региона России, поэтому в 2003 году Верховный суд России постановил внести движение «Талибан» в список террористических организаций. Позднее эти связи были разорваны, и стало ясно, что Талибан — это чисто афганское явление, движение, которое не намеревалось экспортировать свою модель общества и правления в другие страны.
После прихода к власти Талибана в 2021 году стало совершенно очевидно, что это реальная политическая сила, пользующаяся поддержкой значительной части населения Афганистана, и что эта политическая сила следует национальным интересам страны. Даже если многие аспекты их идеологии и внутренней политики нам не нравятся, это внутренняя афганская проблема, и мы должны сотрудничать с реальным правительством этой страны. Кроме того , в этом отношении есть и мотив безопасности: с 2015 года именно Талибан является главным врагом филиала ИГИЛ (провинция Хорасан) и других международных террористических группировок на афганской земле.
Тасним: Видите ли вы связь этого решения с продолжающейся конкуренцией между Россией и США и попыткой создать баланс сил в регионе? Какое послание несет это решение региону и международному сообществу?
Князев: Конечно, для России, как и для Ирана, существует элемент конкуренции с США и с Западом в целом в вопросе Афганистана. Несмотря на первоначальную неопределенность после полного вывода западных войск из Афганистана, и в Москве, и, я полагаю, в Тегеране, реакция на прекращение западного военного присутствия в Афганистане была весьма удовлетворительной. Фактически это было расценено как поражение Запада , и полгода спустя Россия начала специальную военную операцию на Украине, которая фактически ознаменовала собой крупномасштабную гибридную войну под руководством Запада против России, а отношения с Афганистаном приобрели для нас новую ценность.
Россия начала геополитический и геоэкономический разворот на Восток и Юг, и фундаментальное значение приобрели как общие отношения, так и различные виды сотрудничества — экономическое, военно-политическое, гуманитарное — со странами, которые мы теперь называем «мировым большинством». Это не просто вынужденный поворот, произошедший из-за враждебных отношений со странами Запада, а стратегическое переосмысление глобальных процессов, происходящих в мире, и Россия стала одним из главных игроков в формировании нового мирового порядка.
Афганистан также занимает важное место в этом процессе, и конкуренция с США и европейскими странами в отношениях с Афганистаном естественна. Это один из элементов создания нового мирового порядка, в котором должно уважаться право каждой страны иметь свои собственные ценности, свои религиозные убеждения, свое мировоззрение, свою собственную модель общества и государственного устройства.
Афганистан тесно связан с регионом, в котором у России есть жизненно важные интересы, а именно с Центральной Азией. Наши отношения с правительством, находящимся у власти в Афганистане уже три с половиной года, являются сигналом о нашем присутствии в регионе. Афганистан имеет ключевое географическое положение и, помимо вопросов безопасности, важен для России и с точки зрения наших экономических интересов. Афганистан является фактором, обеспечивающим связь России со странами Южной Азии и за ее пределами.
Это решение также является сигналом о том, что мы больше не будем полагаться на вооруженные силы США и НАТО в борьбе с терроризмом, как мы делали это раньше. Вместо этого мы сами примем меры — в первую очередь, способствуя социально-экономическому развитию Афганистана, — чтобы в Афганистане не осталось условий для существования терроризма.
Tasnim: После вывода американских войск из Афганистана, какие изменения произошли в политике России в отношении Афганистана, особенно в сфере безопасности и подходе к правительству Талибана?
Князев: В России долгое время сохранялось негативное отношение к движению «Талибан» и ситуации в Афганистане, как в политических кругах, так и среди экономической элиты, да и в обществе в целом. Однако после вывода американских войск из Афганистана эти стереотипы постепенно начали меняться в положительную сторону.
После 2021 года торговое сотрудничество, и прежде всего торговые отношения, постепенно расширялись, и российские государственные институты также поддерживали этот процесс. Контакты на правительственном уровне также стали более распространенными, что создало то же противоречие между законом и практикой, о котором я упоминал ранее.
Было принято решение о повышении уровня дипломатических отношений; В настоящее время Москва ожидает назначения полномочного посла Афганистана, тогда как до сих пор, как и в Тегеране, афганскую дипломатическую миссию в Москве возглавлял временный поверенный в делах. Однако соблюдение антиталибских санкций Совета Безопасности ООН остается обязательным; Эта приверженность является одним из главных факторов, препятствующих более широкому и конструктивному взаимодействию между Москвой и Кабулом.
Реализация санкций Совета Безопасности является частью общей политики России в отношении Организации Объединенных Наций, в том числе и потому, что альтернативы этой организации нет, и этот фактор по-прежнему имеет значение. Этот фактор, конечно, может помешать развитию отношений с Афганистаном.
Несмотря на санкции ООН, сотрудничество в сфере безопасности также продолжается — как на уровне профильных министерств и ведомств, так и в рамках многосторонних структур, таких как Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности. К сожалению, позиции некоторых государств-членов в настоящее время препятствуют возрождению Контактной группы ШОС-Афганистан, имеющей большое значение по многим вопросам, в том числе и по вопросам безопасности.
Хотя афганские представители начали частично (хотя, вероятно, и не в полном объеме) участвовать в деятельности региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества со штаб-квартирой в Ташкенте.
Западные страны критикуют правительство Талибана за отсутствие инклюзивного правительства и положение с правами женщин. Российская сторона также говорит об этих вопросах, однако с нашей стороны они преподносятся не как условия сотрудничества, а скорее как рекомендации рекомендательного характера. Однако, с другой стороны, в настоящее время невозможно создать инклюзивное правительство, поскольку движение Талибан является единственной существующей политической силой как внутри страны, так и на международном уровне.
В Афганистане не осталось настоящих политиков, особенно представителей этнических меньшинств, которые могли бы войти в такое правительство и быть независимыми от иностранных игроков. Не все диаспоры пользуются внутренней поддержкой и являются инструментами интересов иностранных держав, к которым они открыто обращаются за помощью.
В Афганистане должны сформироваться новые политические элиты, и на это нужно время. Мы также не используем вопрос прав женщин для давления на Кабул, хотя российские представители неоднократно высказывали свое мнение по этому поводу. Конечно, это мнение, которое Россия не навязывает Афганистану.
Тасним: Страны Центральной Азии, включая Таджикистан и Узбекистан, выразили обеспокоенность присутствием ИГИЛ и проблемами безопасности в Афганистане в целом. Как Россия может сотрудничать с этими странами для предотвращения распространения терроризма?
Князев: Каждая из стран Центральной Азии по-своему регулирует свои отношения с Афганистаном. Узбекистан, Туркменистан и Казахстан самостоятельно установили конструктивные отношения с правительством Талибана; Особо следует отметить активную позицию Узбекистана. Позиция Таджикистана отличается от других стран Центральной Азии. В то время как другие страны отдают приоритет экономическому сотрудничеству, Таджикистан уделяет особое внимание вопросам безопасности.
Россия поддерживает страны Центральной Азии в обоих направлениях — как в экономическом плане, так и в плане безопасности.
Организация Договора о коллективной безопасности является гарантом безопасности Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана и имеет для этого все необходимые возможности. В настоящее время организация реализует крупный проект по модернизации и укреплению таджикско-афганской границы.
201-я российская военная база постоянно дислоцируется на территории Таджикистана и входит в состав Объединенных сил государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Основные задачи этой базы связаны прежде всего с обеспечением безопасности на афганской стороне. Между Россией и Узбекистаном с 2006 года действует договор о союзнических отношениях , согласно которому Россия считается гарантом безопасности страны. Также существует двустороннее соглашение о безопасности с Туркменистаном.
Тасним: Как Россия строит свои отношения с Пакистаном и Ираном по вопросу Афганистана? Может ли такое сотрудничество способствовать региональной стабильности?
Князев: В контексте Афганистана сотрудничество осуществляется в двух форматах: один — это двусторонние отношения Москвы с Тегераном и Москвы с Исламабадом, а другой — это участие в деятельности Шанхайской организации сотрудничества. Москва занимается этим вопросом, понимая, что у Ирана и Пакистана есть свои интересы в Афганистане.
Существуют также такие форматы, как «Московские консультации по Афганистану», представляющие собой постоянный многосторонний переговорный процесс, в котором Иран и Пакистан являются одними из самых активных участников.
Напротив, Россия также участвует в инициативе Ирана по переговорам в рамках сопредельных с Афганистаном странами. То есть на политико-дипломатическом уровне ведется постоянная работа и координируются позиции по различным вопросам, связанным с Афганистаном.
Иногда эта деятельность может быть не очень заметна со стороны, и мы узнаем о ней только из кратких сообщений СМИ, но, на мой взгляд, в ходе этого сотрудничества координируются многие вопросы, что в целом способствует как росту стабильности в Афганистане, так и региональной стабильности в целом.
Тасним: В последнее время Китай играет активную роль в Афганистане, особенно в экономическом и инфраструктурном секторах. Какова точка зрения России на эти события?
Князев: В вопросах экономики и инфраструктуры Китай в настоящее время является одним из основных игроков в Афганистане. В Китае Афганистан считается рискованным экономическим маршрутом, а в более широком смысле долгосрочная стабильность Афганистана рассматривается китайской стороной в контексте конфронтации с США и сохраняющейся возможности американского влияния на Афганистан и соседние регионы.
В экономической сфере при взаимодействии со странами со сложными режимами (к которым, безусловно, относится и Афганистан) Китай следует общей схеме: активно развивает торговые отношения и весьма осторожно продвигает инвестиции, в том числе в сфере инфраструктуры.
Китай с большой осторожностью относится к своему экономическому участию в Афганистане; Китайские компании ограничили свое участие сетью относительно небольших, быстроокупаемых проектов. Например, не наблюдается заметного прогресса в эксплуатации месторождения «Айнакская медь», требующего больших инвестиций и длительного срока окупаемости.
Вместо этого на севере Афганистана активно работают сравнительно небольшие нефтяные компании, поскольку добыча нефти — это продукт с относительно быстрой окупаемостью инвестиций.
В настоящее время экономические интересы России в Афганистане не являются однозначно ясными и определенными. Можно сказать, что интерес к Афганистану как к рынку сбыта российской продукции, конечно, есть, особенно с учетом того, что многие российские товары были известны и популярны в Афганистане в прошлом.
Сегодня экспорт российской муки и зерна в Афганистан стабилен, российские растительные масла пользуются большой популярностью в Афганистане, также наблюдается интерес к более переработанной российской продукции.
Сложность ситуации заключается в том, что санкции ООН, США, Великобритании и ЕС серьезно затруднили более активное развитие торговых отношений с Афганистаном, и это экономическое сотрудничество в основном осуществляется по так называемым «серым» или «неофициальным» каналам. И этот вопрос — это в первую очередь проблема не российской торговли, а скорее проблема афганской стороны.
Похоже, что компании из других стран, работающие с Афганистаном, также сталкиваются с теми же проблемами. Конечно, гипотетически многие вопросы, привлекательные для китайских компаний, будут привлекательны и для российских компаний. Однако Россия и Китай давно продемонстрировали свою способность вести переговоры и создавать цивилизованную конкуренцию между своими компаниями, сумев найти компромиссы и решения, удовлетворяющие обе стороны.
По моему мнению, такой подход будет продолжен в процессе развития экономического сотрудничества России и Китая с Афганистаном. То же самое касается и российско-иранского сотрудничества: мы все заинтересованы в стабильности и развитии Афганистана, поскольку это также будет фактором укрепления региональной безопасности для всех.
Тасним: Признает ли Россия Талибан законным и стабильным правительством в Афганистане? Учитывая экономические и политические проблемы, с которыми сталкивается Талибан, поможет ли ему Россия преодолеть эти препятствия?
Князев: В сфере международного права фактически не существует единого мирового процесса признания государств всеми странами. Афганистан и Россия установили дипломатические отношения как два государства в 1919 году , и с тех пор эти отношения не прерывались. Что касается правительства, то следует сказать, что большое количество стран, включая Россию и Иран, на протяжении последних трех лет фактически сотрудничали с правительством, которое сейчас находится в Кабуле.
Вопрос признания или непризнания правительства Талибана искусственно создан в международном политическом пространстве и навязывается общественному мнению через средства массовой информации.
В настоящее время многим людям, возможно, трудно объяснить, что в принципе нет необходимости в каком-либо признании; Так что, возможно, в будущем такая ситуация потребует некоего политического заявления для признания. Такое заявление может быть сделано в какой-то момент, и оно может вообще не понадобиться.
В области международного права существует множество примеров, когда правительства в различных странах приходили к власти незаконными методами, в том числе путем захвата власти, а вопрос об их признании или непризнании вообще не поднимался. Например, в Центральной Азии в качестве примера можно привести Кыргызстан, где это происходило трижды в 2005 , 2010 и 2020 годах .
В случае с Афганистаном есть одно отличие: движение «Талибан» по-прежнему считается террористической группировкой Организацией Объединенных Наций. Но с другой стороны, в Конституции России есть принцип, который подчеркивает верховенство Конституции России над международным правом, и этот принцип дает российскому руководству большую свободу действий, в том числе и в отношении Афганистана.
Тасним: Учитывая тесные отношения Ирана с Афганистаном, как Россия может работать вместе с Ираном над укреплением безопасности и экономического сотрудничества в Афганистане? Предвидите ли вы какие-либо совместные инициативы Москвы и Тегерана в этом направлении?
Князев: Я думаю, что поле деятельности для таких инициатив широкое, и их реализация пойдет на пользу не только Тегерану и Москве, не только Кабулу, но и всему региону. Афганистан имеет уникальное географическое положение и должен быть включен во многие трансграничные инфраструктурные проекты в будущем.
Здесь есть пространство, в котором могут развиваться два сценария не только между Россией и Ираном, но и с Китаем, Узбекистаном, Пакистаном, Индией и Туркменистаном: либо поиск компромиссных решений, либо серьезная конкуренция. И этот выбор будет сделан не только в сфере инфраструктуры, но и в сферах инвестиций, торговли с Афганистаном и других вопросах.
Поэтому было бы лучше уже сейчас подумать о создании некой многосторонней структуры для решения будущих вопросов, например, под эгидой Шанхайской организации сотрудничества, которая включала бы в себя и конкурентные аспекты.
Примером может служить проект транзитной железной дороги Узбекистан-Афганистан-Пакистан. Этот проект вызвал обеспокоенность в Туркменистане, который в нем не участвует, а Иран также осторожно следит за его развитием.
На первый взгляд, железнодорожный маршрут до пакистанских портов Гвадар и Карачи мог бы составить конкуренцию существующему коридору «север-юг» через иранскую территорию до портов Бендер-Аббас и Чахбехар. Но мы можем взглянуть на этот вопрос и под другим углом. Мне известно, что иранская сторона заинтересована в установлении железнодорожного сообщения с центральными районами Афганистана, а именно с Хазараджатом, а также с Кандагаром. Соответственно, может быть рассмотрен вопрос о присоединении проекта транзитной железной дороги Узбекистана к иранской железнодорожной сети через Герат.
Сопряжение узбекского проекта (или узбекско-российского проекта, поскольку имеются двусторонние соглашения об участии России в этом проекте) с иранским проектом в центральном Афганистане, помимо обеспечения прямых экономических выгод для ряда стран, могло бы создать принципиально новую транспортную конфигурацию для всего региона, что также представляло бы интерес для России и Ирана. Это значит, что мы должны искать точки соприкосновения и уметь идти на компромиссы и взаимные уступки, поскольку общие стратегические интересы наших стран важнее среднесрочных интересов. Я привел только один пример; Аналогичные примеры можно найти, например, в энергетическом секторе, что могло бы проложить путь к обеспечению общих интересов между Россией и Ираном.
В настоящее время Афганистан является весьма сложным игроком на арене международной политики. В условиях глобального противостояния России, Ирана и некоторых других стран с Западом нельзя исключать возможность действий западных стран и их спецслужб по обострению нестабильности в Афганистане. По этой причине сотрудничество двух стран по широкому спектру стратегий будет иметь решающее значение для продвижения в Афганистане.
Источник: https://www.tasnimnews.com/fa/news/1404/02/10/3302433/%D8%A7%D9%81%D8%BA%D8%A7%D9%86%D8%B3%D8%AA%D8%...Респондент: Александр Князев
Интервьюер: Tasnim